8 октября 2017 г. Святая Церковь вспоминает преставление игумена земли Русской, преподобного Сергия Радонежского.

     В Знаменском храме совершено две Божественные Литургии. Раннюю Литургию совершил протоиерей Владимир Харитонов, позднюю — настоятель храма протоиерей Феодор Рожик.

 

 

Фотоальбом.

 

 

 

 

     13 октября 2017 г. исполняется 80 лет со дня мученической кончины прихожанки Знаменского храма святой мученицы Аполлинарии Тупицыной.

 

 

     Аполлинария Петровна Тупицына родилась 24 декабря 1878 года в деревне Шелюбинской Вельского уезда Вологодской губернии в крестьянской семье. Образование получила в прогимназии в городе Вельске. До революции она работала медсестрой, а после революции стала странствовать, занимаясь в Москве то стиркой белья, то зарабатывая на жизнь в качестве няни. Но все свободное время она отдавала церкви.

     Лжесвидетель впоследствии показал, что знает ее «как контрреволюционную личность. Тупицына мне известна с 1936 года, когда она в церкви «Знаменье» у Крестовской Заставы сколотила вокруг себя контрреволюционную группу и проводила активную антисоветскую деятельность. В случаях, когда к Тупицыной обращались за исцелением, она всегда начинала антисоветскую пропаганду. Мне известны случаи, когда Аполлинария, начиная свои исцеления, говорила, что не будет молиться до тех пор, пока гражданин, обратившийся к ней, не откажется от власти сатаны. Она говорила колхозникам, ходившим к ней, что они болеют потому, что в колхозе имеют дело с сатаной. Когда к ней пришла жена какого-то милиционера по поводу болезни ног у ее мужа, то она заявила: “Молиться буду только в том случае, и Бог поможет, когда твой муж уйдет из милиции”».

     Аполлинария Петровна была арестована 17 сентября 1937 года и заключена в Бутырскую тюрьму в Москве. Выяснив ее образ жизни, следователь вполне удовлетворился показаниями лжесвидетелей и не стал добиваться того, признает ли она, что ведет антисоветскую деятельность.

     8 октября тройка НКВД приговорила ее к расстрелу. Аполлинария Петровна Тупицына была расстреляна 13 (по другим источникам 9) октября 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребена в безвестной общей могиле. Определением Священного Синода 7 мая 2003 года новомученица Аполлинария включена в Собор новомучеников и исповедников Российских. Память ее совершается 13 октября нового стиля, в день кончины, в составе Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской и Собора Бутовских новомучеников.

 

     Божественную литургию в Знаменском храме, прихожанкой которого являлась святая мученица Аполлинария до самого своего ареста, совершил священник Димитрий Привезенцев. За литургией молился настоятель храма протоиерей Феодор Рожик. В своей проповеди после литургии о. Димитрий напомнил прихожанам храма житие мученицы Аполлинарии и пожелал всем так же любить Христа и твердо стоять в вере, как наша святая покровительница. И тогда мы всегда будем со Христом — и в земной жизни и в жизни вечной.

 

 

 

 

 

     Исполнилось 25 лет со дня возобновления богослужений в старинном храме Святого мученика и чудотворца Трифона в Напрудном. 28 сентября 1992 года крестный ход из Знаменского храма пришел в храм Святого мученика Трифона. Было совершено освящение этого старинного храма после десятилетий разорения.

     27 сентября 2017 г. в храме Святого мученика Трифона Божественную Литургию совершил протоиерей Максим Батурин.

 

 

 

     В Трифоновском храме хранится великая святыня — крест, в который вставлена частица Креста Господня. После Литургии все молящиеся приложились к этой святыне и получили в подарок памятные открытки.

 

 

 

Фотоальбом.

 

 

 

 

     27 сентября 2017 г. — праздник Воздвижения Креста Господня. В Знаменском приходе с этим днем связаны важные события. Свой престольный праздник отметил самый молодой храм нашего прихода — Крестовоздвиженский. Исполнилось 25 лет со дня возобновления богослужений в старинном храме Святого мученика и чудотворца Трифона в Напрудном (1992).

     За вечерним богослужением в канун праздника в Знаменском храме совершено всенощное бдение с литией.

 

 

 

     На Великом славословии по давней традиции Знаменского храма совершен торжественный чин Воздвижения Креста Господня.

 

 

 

     В самый день праздника в Знаменском храме совершено две Божественных Литургии. Раннюю Литургию совершил протоиерей Николай Пушкин в сослужении протодиакона Дионисия Гусева и при пении народного хора нашего прихода под управлением Тамары Колпаковой.

 

 

 

     В 9 часов началась праздничная Литургия в храме Воздвижения Креста Господня. Богослужение совершил протоиерей Владимир Полторак в сослужении протодиакона Дионисия Гусева и при пении хора под управлением Людмилы Мальковой.

 

 

 

     К престольному празднику Крестовоздвиженский храм получил новую святыню — храмовой образ Воздвижения Креста Господня, написанный талантливой православной художницей Марией Ждановой.

 

 

     После Литургии состоялся крестный ход и поклонение Кресту.

 

     

 

     Позднюю Литургию в Знаменском храме совершил настоятель протоиерей Феодор Рожик в сослужении протодиакона Дионисия Гусева и в сопровождении праздничного хора под управлением Лидии Губаревой.

 

 

 

     В своей проповеди после Литургии протоиерей Феодор говорил о том, что за свою историю человечество воздвигло множество памятников человеческому гению. Но вот один из этих памятников человечество воздвигло, чтобы засвидетельствовать свою злобу. Это Крест Христов. Но это орудие казни стало великой святыней, которая освящает мир. Это орудие казни страшно не только тем, что подвергало жертву страшным пыткам и медленной мучительной смерти. На этот крест, к которому присуждали самых страшных преступников, люди обрекли Богочеловека, Сына Божия, Спасителя. Но после того, как Христос умер на кресте и в третий день воскрес, этот крест стал символом победы над грехом и смертью. Поэтому все христианские храмы украшаются крестами, на каждом куполе крест. Человека-христианина крестят во Христа — «во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». А что такое христианин? Это тот человек, который помнит слова «отверзися себе и возьми крест свой и следуй за Мною». Когда человека-христианина хоронят, в руки ему влагается крест как символ победы жизни над смертью. Крест — это знамение, которое надо охранять как величайшую ценность, как охраняют воины полковое знамя.

     Праздник Воздвижения Креста Господня был установлен в IV веке, когда император Константин возжелал увековечить места, связанные с жизнью и страданиями Спасителя. Он послал свою благочестивую мать, царицу Елену, в Иерусалим, чтобы она с помощью иудеев, которые знали эти места, смогла в точности восстановить Голгофу и место погребения Христа. Ей указали место, где находилась Голгофа. На этом месте был насыпан холм, ведь прошло уже 3 века, и все это время продолжались гонения на христиан. Начались раскопки. Были обнаружены остатки трех крестов. Встал вопрос, который же из них — тот, на котором был распят Христос. В это время мимо проходила похоронная процессия. Обретенные кресты стали возлагать на умершего. И когда к нему прикоснулся крест Христов, этот человек воскрес. И тогда патриарх Макарий стал воздвигать, поднимать, этот крест для общего поклонения людей. А люди со страхом и трепетом взывали: «Господи, помилуй!» Такой чин Воздвижения креста Господня вошел в церковную практику и продолжается до сего дня.

     С крестом связана вся жизнь христианина. Он является орудием нашего спасения. От креста бежит всякая нечисть. Его ненавидят все богоотступники. И сегодня мы видим нечеловеческую злобу к этому знамению, к кресту. Как только ни искажают, как только ни уродуют этот символ. Но христианин должен помнить, что на груди он носит крест, на котором обязательно присутствует распятие. Он может быть деревянным, может быть бриллиантовым. Суть не в материале. Суть в его духовном содержании. Сегодня Святая Церковь чтит праздник Воздвижения Креста Господня. Праздник светлый, праздник ликующий. Но этот день все равно — день постный. Мы обращаемся к кресту как к одухотворенному личностному существу: «О пречестный и животворящий Кресте Господень!» Потому что это символ победы Жизни над смертью. Что такое крест? Для иудеев безумие, для эллинов соблазн, а для нас спасающая сила Господня. Почему для иудеев безумие? Потому что они ждали и по сей день ждут Христа, который сделает иудейский народ народом особым, который будет управлять всем остальным человечеством. А Он сказал им: «Вы покрашенные гробы, сверху побеленные, а внутри полные всякой гадости. Покайтеся. Приблизилось бо Царствие Небесное». Грешный человек не может вместить Дар Духа Святаго. Он призывал их покаяться, перемениться, очистить свою совесть. Кому такая проповедь нужна? А для языческого мира это соблазн. Потому что языческий мир не может допустить, чтобы Бог пострадал за человека. Там совсем другое отношение к Божеству. Бога надо умилостивлять дарами, чтобы заслужить его благосклонность. Это отношение встречается и у нас, оно никуда не ушло. Но для тех людей, которые имеют веру, Крест Христов — это великая сила, непобедимая. Огради нас, Господи, силою Честного и Животворящего твоего Креста. Аминь!

 

 

Фотоальбом.

 

 

 

    21 сентября Святая Церковь празднует Рождество Богородицы. Это первый праздник нового церковного года. В Знаменском храме совершено две божественные литургии.

 

   

 

     8/21 сентября 1380 г. состоялось историческое событие — битва на Куликовом поле, победа в которой русского войска под командованием князя Димитрия Донского положила конец ордынскому игу. То, что это великое событие произошло в день Рождества Богородицы, глубоко символично. Матерь Божия заступилась за нашу землю и наш народ.

     С днем 21 сентября в нашем приходе связано еще одно важное событие. В этот день в 1955 г. отошел ко Господу протоиерей Алексий Богоявленский.

 

 

     О. Алексий пришел в Знаменский храм в 1902 г. псаломщиком. Кроме церковного служения он преподавал в приходской школе и организовал в храме общенародное пение, за что был награжден грамотой Патриарха Тихона. В 1921 г. о. Алексий был рукоположен во диакона, а в 1922 г. — во иерея. Благодаря его стойкости и мужеству Знаменский храм удалось отстоять от притязаний обновленцев.

     В 1932 г. о. Алексий Богоявленский был арестован и выслан на 3 года в Казахстан. В 1935 г. он вернулся в Москву, но служить ему было запрещено. Только в 1946 г. о. Алексий получил разрешение совершать богослужения и был направлен в храм Иоанна Воина на Якиманке. В 1950 г. он был снова выдворен из Москвы. Уезжая, отец Алексий подал прошение об увольнении за штат. Резолюция Святейшего Патриарха Алексия была такой: «Протоиерей Алексий Богоявленский увольняется за штат с правом получения места в другой Епархии, где он будет таким же усердным пастырем, каким был в Москве». Находясь в ссылке, отец Алексий служил настоятелем Георгиевской церкви села Ильинского Киржачского района Владимирской области. В 1953 г. о. Алексий вернулся в Москву, а в 1955 г. скончался. Удивительной была его кончина. Вот что говорится в рапорте благочинного протоиерея Павла Цветкова: «Имею долг доложить ВАШЕМУ СВЯТЕЙШЕСТВУ о нижеследующем: сегодня в храме Св. Николая (единоверческом), что на Рогожском кладбище произошел несчастный случай. Очередной протоиерей о. Алексий БОГОЯВЛЕНСКИЙ пришедший в храм для совершения Божественной литургии, почувствовал себя плохо, упал в алтаре и скончался. Вызванный врач констатировал инфаркт сердца». На рапорте — резолюция Святейшего Патриарха Алексия: «Мир душе почившего». Вот так — до последнего вздоха — всю свою жизнь отдал протоиерей Алексий Богоявленский на служение Святой Церкви.

 

Фотоальбом.

 

 

     11 сентября 2017 г. — Усекновение главы Иоанна Предтечи. В честь этого события был первоначально освящен наш храм. Позже главный престол был освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение», а прежнее воимя сохранил южный придел.

     Богослужения престольного праздника начались 10 сентября торжественным молебном перед чтимой иконой святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Молебен совершил настоятель храма протоиерей Феодор Рожик в сослужении протоиерея Владимира Полторака и протодиакона Дионисия Гусева.

 

 

 

     Затем было совершено всенощное бдение с литией.

 

 

 

     Праздничную Литургию 11 сентября совершил протоиерей Феодор Рожик в сослужении протодиакона Дионисия Гусева.

 

 

 

     За литургией пел праздничный хор Знаменского храма под управлением Лидии Николаевны Губаревой. Были исполнены прекрасные и торжественные песнопения А. Кравцова и А. Архангельского и концерт Николая Озерова «Что Тя наречем», который был написан специально для Знаменского храма в то время, когда композитор служил здесь регентом.

     После Литургии совершен молебен Иоанну Предтече и крестный ход.

 

    

 

 

     День Усекновения главы Иоанна Предтечи издавна на Руси считался днем трезвости. И сейчас, по благословению Святейшего Патриарха, в храмах совершаются особые молебны о людях, страждущих от алкоголизма, наркомании, игромании и других зависимостей. После крестного хода настоятель храма в сослужении членов причта совершил молебен с особыми прошениями о помощи Божией людям, страдающим от зависимостей и их близким.

 

 

 

    После молебна настоятель храма протоиерей Феодор Рожик огласил Обращение Святейшего Патриарха по случаю отмечаемого 11 сентября дня трезвости.

     В заключение о. Феодор поздравил прихожан храма с престольным праздником, именинников с днем Ангела, причастников с принятием Святых Христовых Таин и пожелал всем здоровья и многих благословенных лет жизни. Напомнил настоятель и о том, что день Усекновения главы Иоанна Предтечи — это день строгого поста.

 

Фотоальбом.

 

 

 

     28 августа 2017 г. в Знаменском храме праздновали Успение Пресвятой Богородицы.

     Вечером накануне праздника совершено всенощное бдение с литией. Возглавил богослужение настоятель храма митрофорный протоиерей Феодор Рожик.

 

 

 

     Во время богослужения из алтаря была изнесена плащаница Божией Матери и положена посреди храма.

 

 

 

     В самый день праздника совершено две божественные литургии.

 

 

 

     После поздней литургии совершено молебное пение в память столетия открытия Собора Русской Православной Церкви в 1917 г.

 

 

 

     Вечером во вторник совершался чин погребения плащаницы. Богослужение возглавил настоятель храма протоиерей Феодор Рожик в сослужении всего причта.

 

 

 

     После крестного хода и помазания плащаница была торжественно внесена в алтарь.

 

 

 

Фотоальбом.

 

 

 

     20 августа 2017 г. исполнилось 80 лет со дня мученической кончины священномученика протопресвитера Александра Хотовицкого. Он был расстрелян в 1937 г. на территории Донского монастыря, неподалеку от места своего последнего служения — храма Ризоположения на Донской улице.

     В этот день в Крестильном храме нашего прихода, который освящен в его честь, совершена Божественная литургия.

 

 

 

     Богослужение совершил протоиерей Павел Конюхов при участии чтеца-алтарника Алексея Шевчука и певчих народного хора под управлением Людмилы Мальковой.

 

   

 

     В проповеди после богослужения протоиерей Павел Конюхов напомнил основные события жития священномученика Александра и отметил, что твердым стоянием в вере он снискал такую благодать у Бога, что по его молитвам исполняются любые просьбы. Мученики XX века молятся на нашу страну, и благодаря их заступничеству Россию ждет возрождение — сначала духовное, а потом и экономическое и политическое.

 

Фотоальбом.

 

 

 

     19 августа 2017 г. в Знаменском храме торжественными богослужениями отметили праздник Преображения Господня.

     Всенощное бдение накануне праздника Преображения Господня возглавил настоятель храма протоиерей Феодор Рожик в сослужении всего причта.

 

 

 

     В самый день праздника состоялось две литургии. Позднюю литургию совершил протоиерей Феодор Рожик. Особенно радостно было молиться вместе с вернувшимся из отпуска праздничным хором Знаменского храма.

 

 

     После литургии совершен молебен на освящение плодов.

 

 

 

Фотоальбом.

 

 

 

     14 августа 2017 г. Святая Церковь празднует Происхождение Честных Древ Креста Господня. По Уставу в этот день совершается освящение воды и меда. А в Знаменском приходе этот праздник связан с памятным событием — годовщиной освящения Крестовоздвиженского храма.

     Божественную литургию, освящение воды и освящение меда в храме Воздвижения Креста Господня совершил протоиерей Владимир Полторак.

 

 

 

     Богослужение в Знаменском храме возглавил настоятель протоиерей Феодор Рожик. После литургии был совершен молебен на освящение воды и меда и состоялся крестный ход.

 

 

 

Фотоальбом.

 

 

 

     12 июля 2017 г. в Знаменском храме торжественно праздновалась память святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

     Раннюю литургию совершил именинник протоиерей Павел Конюхов в сослужении протодиакона Дионисия Гусева.

 

 

 

     Народным хором руководил еще один именинник Павел Прусаков.

 

 

 

     После богослужения о. Павла тепло поздравили протоиерей Владимир Харитонов и участники народного хора.

 

 

 

     После поздней литургии, которую совершил настоятель храма протоиерей Феодор Рожик, был совершен молебен Петру и Павлу. Затем о. настоятель поздравил с именинами протоиерея Павла Конюхова и всех именинников сегодняшнего дня — прихожан и благотворителей храма.

 

   

 

 

Фотоальбом.

 

 

 

     16 июня 2017 г. в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялась Церковно-научная конференция «100-летие начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь». В конференции приняли участие протоиерей Максим Батурин, директор Воскресной школы Знаменского храма Дмитрий Калинников и преподаватель Трифоновской Воскресной школы Ольга Быкова. Предлагаем вашему вниманию отчет о конференции.

 

     1. Слово на открытии Конференции митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель Организационного комитета по реализации программы общецерковных мероприятий к 100-летию начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь.

     В своем выступлении митрополит Ювеналий отметил важное значение проводимой Конференции: «Огромный объем введенных в научный оборот источников и исследовательских публикаций относительно истории нашей Церкви в XX веке требует и систематизации, и определенных просветительских усилий для того, чтобы ознакомить общество с результатами академического осмысления путей Православия в нашем Отечества в годы атеистического правления».

     Деятельность Организационного комитета под руководством митрополита Ювеналия включает проведение торжественных Богослужений и иных разнообразных мемориальных мероприятий в нынешнем памятном году. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла было изготовлено пять ковчегов с мощами новомучеников и исповедников Церкви Русской, для доставления их в епархии, чтобы при совершении Богослужений, верующие могли почтить память подвижников веры XX столетия.

     В заключение митрополит Ювеналий подчеркнул идеал святости новомучеников и исповедников Русской Церкви, которые своими подвигами явили добрый пример крепкой веры, стойкости и благочестия своим современникам и последующим поколениям: «Нынешняя конференция является составной частью великого дела возрождения Русской Православной Церкви милостью Божией. … Это о них сказано у пророка Даниила: «И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда» (Дан. 12:3)».

 

     2. Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА.

     В текущем году мы особое внимание уделяем тщательному рассмотрению и осмыслению…  всего того, что произошло с нашей страной, с Церковью в XX веке. Разрушение Храма Христа Спасителя явилось уничтожением символа духовности русского народа. Но тщетно противостояние воле Божией. Мы будем рассуждать: почему и как произошла духовная катастрофа в России, затронувшая и весь мир. Мы подвергнем анализу различные этапы исторического пути нашей Церкви и обратимся к подвигу новомучеников и исповедников XX века. Преодоление испытаний дало опору в вере. Трагические последствия начинавшейся революционной разрухи отчетливо видел священномученик Андроник, архиепископ Пермский, которому принадлежат такие слова: «Да не будет между нами разделений. Все, как один человек, в эту грозную пору устоим в ровности духа и далее со Христом единодушно, согласно и мирно да пребываем все в это трудное время, возложенное на нас как испытание. Пусть всякий знает: Отечество в опасности; оно потрясено в своих основах. Не предадимся печали, но исполним свой долг, принесем подвижничество в труде, к чему призывает нас Россия». Владыка произнес эти замечательные слова на проповеди 5 марта 1917 года во время совершения Божественной Литургии».

     Одним из важнейших уроков, который нам преподает история, является пребывание в союзе мира. Этот урок подтверждается словами Апостола Павла, который призывает «стараться сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3)». «Церковь Христова стоит непоколебимо. Церковь побеждает, когда ей вредят», — эти слова произнес священномученик Иларион (Троицкий) в своем слове при наречении во епископа в 1920 году. Новомученики свидетельствуют, что не только в прошлом, но и сегодня – «Христос есть Путь и Истина и Жизнь» (Евангелие от Иоанна. 14:6).

     Сильный и враждебный информационный поток в нынешние времена зачастую приводит к негативному восприятию Церкви, особенно у современной молодежи. Мы должны противопоставить новой антирелигиозной пропаганде нашу историю, наших новомучеников. Опасности некритического восприятия злонамеренных нападений на Церковь в информационном поле особенно подвергается молодежь.

     Удивительный пример мученичества — это то, что сегодня наша молодежь должна знать, и на этом фоне мы должны говорить о наших сегодняшних надеждах, о наших мечтаниях, о нашем пастырском уповании, о целях нашего церковного служения.

     По промыслу Божию начало гонений совпало с началом работы Всероссийского Поместного Собора. Его определения, материалы заседаний, а также предсоборные подготовительные документы во многом сохраняют свою актуальность и по сей день, ибо затрагивают животрепещущие вопросы устроения церковной жизни. Масштабная исследовательская работа, посвященная деятельности Собора 1917-1918 годов необходима и сегодня, ибо она представляет не только отвлеченный академический интерес. Восстановление Патриаршества 100 лет назад, когда страна была охвачена смутой, стало важнейшим фактором, способствовавшим консолидации Церкви. Святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, в годину гонений стал для православного народа символом верности Христу. Именно поэтому главный удар был направлен на Патриарха Тихона. Церковной наукой сделано немало в области изучения наследия Святейших Патриархов минувшего века, возглавлявших нашу Церковь в период господства атеизма. Однако полагаю, что для глубокого и всестороннего исследования их служения, в том числе с использованием еще не введенных в научный оборот материалов, предстоит сделать еще очень много.

     Мудр тот, кто умеет опыт исторический применять в своей собственной жизни. И дай Бог, чтобы трагедия, которая произошла с нашей Церковью, обогатила нас опытом, отталкиваясь от которого, мы бы сегодня могли консолидировано, соборно, мирно преодолевать те трудности, которые реально существуют и в жизни Церкви, и в жизни нашего народа, стараясь укреплять, как уже было сказано, “единство духа в союзе мира”.

 

     3. Профессор Московской Духовной Академии протоиерей Владислав Цыпин. Русская Православная Церковь в февральские дни 1917 года.

     XX век в сознании верующих – эпоха мученичества. Подвиг новомучеников явился победой и триумфом Русской Церкви. Молчаливое большинство народа оставались верными чадами Русской Православной Церкви, в то время как на публичной сцене орудовали различные партии и депутаты. Заговор генералов обезоружил царя. «До отречения Государя была не революция, а солдатский бунт» ( князь Николай Давидович Жевахов).

     Временное правительство de-facto признавалось в Воззвании Синода от 9 марта 1917 года. Бывший государственный строй не подвергался осуждению. Однако в Богослужебные книги вносились соответствующие изменения (например, в Многолетия). Тем не менее данные изменения являлись лишь приспособлением и ответом на изменившуюся ситуацию в государстве. Воззвание Синода было проникнуто пожеланием победы русским воинам в борьбе с врагом, которое возможно «только при единомыслии».

     Митр. Евлогий отмечал в своих «Воспоминаниях» различные настроения среди духовенства после выступления Временного Правительства. Одни выражали скорбь, другие не скрывали своего ликования.

     Тема конференции позволит понять глубинные причины произошедшей духовной катастрофы. Заимствование некоторых идей и западных наработок было необходимо для развития отечественной науки, культуры, техники, но некоторые заимствования оказались пагубными по своему влиянию, особенно в духовной сфере. Увлечение подобными вещами привело к удалению Церкви с авансцены жизни государства. В сознании правящего слоя шаг за шагом происходило отдаление от авторитета церковного. Лишь только со времен Александра III верховная власть стала осознавать глубину, разделяющую Церковь и светское общество.

 

     4. Заведующий аспирантурой Санкт-Петербургской Духовной Академии, доцент СПбДА Карпук Дмитрий Андреевич. Кандидаты богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии 1880-1900-х годов в сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

     Духовные Школы, воспитавшие иерархов новомучеников и исповедников, являлись, несомненно, условиями формирования характера каждого из них. При этом необходимо исследовать состояние, в котором находилась та или иная Духовная Школа. Переживала ли она период расцвета, или находилась в упадке. Расцвет Духовной Школы позволял впитывать самое лучшее, а состояние упадка (присутствие подпольной деятельности, наличие агитации политического характера), соответственно худшее или, наоборот, противостоять негативному влиянию. Этот факт не всегда принимается исследователям житий новомучеников во внимание.

     Личные дела студентов сохранились очень плохо – как правило, информация в них была очень краткой. При исследовании личных дел выпускников Духовных школ обращалось внимание на тему и наличие отметки о защите кандидатских диссертаций. Защита диссертаций должна была проходить вовремя, что было очень ответственно, так как влияло на рост карьеры.

     В период с 1869 (год принятия нового академического Устава) до 1918 г. защищалось примерно 50 работ в год (кандидатских диссертаций, из которых сохранилась каждая 6-я работа). Поскольку фонд Петроградской Духовной Академии сохранился плохо, то выявление работ иерархов-новомучеников представляло определенную сложность. Тем не менее были найдены работы иерархов: свщмч. Лаврентия (Князева) – обучался на рубеже веков, сщмч. Александра (Сахарова) – выпускника 1900 г. (в сохранившемся отзыве на работу свщмч. Александра проф. Бронзов выражал кроме похвалы недовольство некоторыми недочетами стиля, как например, некорректным употреблением некоторых слов. Интересно, что среди этих недочетов встречаются слова, которые сейчас употребляются в порядке вещей, например, слово «фантастика»). Одна из выпускных работ на тему «Новозаветное учение о девстве» содержит подпись «4 мая 1906 г., еп. Сергий». Исследователи не могли точно определить автора этой диссертации, но пришли к выводу, что здесь имела место конспирация. Год 1906 – это следующий год после революционных событий 1905 г., критиковались все стороны жизни духовенства, а поскольку тема работы содержала упоминания о высоких духовных предметах, то нужна была конспирация.

     Свщмч. Антоний (Панкеев) закончил Академию в 1917 г. В то время в связи с военным положением учебный год начинался с опозданием и завершался поздно. Тема диссертации «Чиновник Архиерейского Богослужения». Научный руководитель проф. Карабинов высоко оценивал работу. Примечательно, что студенты находили возможность заниматься научными изысканиями даже в эпоху войны, разрухи и смуты.

     Некоторые работы новомучеников не сохранились, но до нас дошли отзывы на эти работы, которые также могут представлять научный интерес.

 

     5. Научный сотрудник Свято-Тихоновского гуманитарного университета Ковырзин Константин Владимирович. Собор 1917-1918 гг. и ранний этап антицерковных гонений.

     С весны 1917 г. начинаются аресты священнослужителей, а с лета 1918 г. гонения приобретают широкий масштаб. Грабежи и случаи убийства священнослужителей стали предметом для обсуждения на Поместном Соборе осенью 1917 г. В январе 1918 г. происходит реквизиция Петроградской Синодальной типографии и попытка реквизиции Александро-Невской Лавры. Начало 1918 г. – Декрет об отделении Церкви от государства 25 января 1918 г. Собор расценил Декрет как официальный факт начала гонений на Церковь – убийство в Киеве свщмч. Владимира (Богоявленского).

 

     6. Проректор по научной работе Санкт-Петербургской Духовной Академии, доцент СПбДА протоиерей Константин Костромин. К вопросу о сравнении страстотерпцев XI-XII и первых новомучеников XX века.

 

     7. Доцент кафедры церковной истории Свято-Тихоновского гуманитарного университета Кострюков Андрей Александрович. Большевистские гонения на Церковь и Русское зарубежье.

 

     8. Профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии Шкаровский Михаил Витальевич. Антирелигиозные репрессии и петербургские новомученики в 1930-е годы.

 

     9. Профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии и Санкт-Петербургского государственного университета Фирсов Сергей Львович. Первые новомученики Церкви Русской, чье участие в Поместном Соборе 1917-1918 гг. было прервано принятием мученических венцов.

 

     10. Преподаватель кафедры Церковной истории Московской Духовной Академии Липовецкий Павел Евгеньевич. Эволюция представлений Русской Православной Церкви о политической жизни 1917-1927 гг».

 

     11. Аспирант кафедры Церковной истории Московской Духовной Академии иеромонах Силуан (Никитин). Значение событий 1917 года в образовании Финляндской Православной Церкви.

Д. Калинников

 

 

 

 

 

     4 июня 2017 г. Святая Церковь праздновала день Святой Троицы.

     Раннюю литургию совершил протоиерей Владимир Харитонов в сослужении священника Димитрия Привезенцева и протодиакона Дионисия Гусева в сопровождении народного хора Знаменского прихода под управлением Тамары Колпаковой.

 

   

 

 

     Позднюю литургию совершил настоятель храма митрофорный протоиерей Феодор Рожик.

 

 

 

     После литургии была совершена вечерня с коленопреклонными молитвами.

 

 

 

     Хочется особенно отметить прекрасное пение праздничного хора Знаменского храма под управлением Лидии Николаевны Губаревой, которому не помешало даже отсутствие света на хорах из-за аварии электрических сетей.

 

 

 

 

 

 

 

     3 июня 2017 г. отметил свои именины настоятель Знаменского храма протоиерей Феодор Рожик.

     День Ангела о. настоятеля пришелся в этом году на Троицкую родительскую субботу. После богослужения именинника поздравил протоиерей Николай Пушкин.

 

 

 

     Он говорил о том, что в родительские субботы мы в молитве соединяемся со всем человечеством, которое давно уже покинуло землю и находится дома. В такие дни мы вместе с усопшими предстоим перед Господом в единой молитве. Проходят века, поколения стираются в человеческой памяти. Но есть люди, которым жизнь особенно удалась. Это выражается не в богатстве, не в славе, а в благодатных духовных дарах во Христе. Сегодня мы вспоминаем таких людей, наших соотечественников, Муромских князей Константина, Феодора и Михаила, которые пеклись о духовном больше, чем о земном. Князь Константин носил имя святого равноапостольного Константина. Он стал равноапостольным для своей земли. Внук Ярослава Мудрого отправился в землю языческую, в землю жестокую. Но не в силе Бог, а в правде. Сначала Константин, как в евангельской притче, послал с проповедью своего сына Михаила. И как в евангельской притче, его убили. Но князь пришел в город и сел на свой престол. И опорой его была не военная сила. Он начал с построения храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Своей благочестивой жизнью Константин приобрел уважение и любовь подданных. Сын Феодор во всем помогал отцу. И край процвел благочестием. Константин умел быть властным и кротким, любвеобильным и жертвенным.

     У нас сегодня такой же именинник. Он тоже облечен властью. Мы благодарим Бога за то, что у нас такой начальствующий. Ему свойственно постоянное попечение о том, чтобы в храме было красиво, чтобы сохранялась традиция. За внешней красотой — красота внутренняя, духовная. У о. Феодора душа добрая, милующая, сострадающая. Он молитвенник, всегда у престола. Служит чаще любого из священников. Удивительной красоты служба. Удивительной силы молитва. Мы поздравляем о. Феодора с днем Ангела и желаем ему здоровья на многая лета!

     Староста храма Анна Григорьевна Ершова преподнесла имениннику букет роз.

     От имени народного хора о. Феодора поздравили его руководители Павел Прусаков и Тамара Колпакова. Они подарили батюшке букет лилий.

 

 

 

     Отец настоятель поблагодарил о. Николая за проповедь и за поздравление. Он отметил, что язычество не исчезает, оно и в наши дни живет. И нести людям свет Христовой веры по-прежнему трудно. Но «глубиною мудрости человеколюбно вся строяй», Господь управляет жизнью мира. Эту истину мы должны нести людям. Никто не забыт у Бога. И мы тоже сойдем в могилы, чтобы выйти оттуда очищенными от грехов.

 

 

 

     О. Феодор поблагодарил за молитвы и за поздравления, поздравил всех сегодняшних именинников с днем Ангела и пожелал всем счастья и здоровья.

 

Фотоальбом.

 

 

 

Архив новостей за период с 14.02.2017 по 31.05.2017

 

Архив новостей за период с 1.12.2016 по 31.01.2017

 

Архив новостей за период с 1.08.2016 по 30.11.2016

 

Архив новостей за период с 1.05.2016 по 31.07.2016

 

Архив новостей за период с 1.01.2016 по 30.04.2016

 

Архив новостей за период с 04.09.2015 по 31.12.2015

 

Архив новостей за период с 04.07.2015 по 04.09.2015

 

Архив новостей за период с 01.04.2015 по 31.05.2015

 

Архив новостей за период с 01.01.2015 по 31.03.2015

 

Архив новостей за 2014 год.

 

Архив новостей за период с 01.01.2014 по 31.03.2014